Самхейн.
Память, легенды и быль. Сегодня в моём доме, как и во многих других, особенный день. Праздничный день. В этот день с утра ещё можно всем
«закупиться», или достать всё необходимое из закромов, прибраться, и привести себя и дом в порядок, закончить все дела, до заката солнца, кроме приготовления праздничного ужина. Он будет поздний и долгий.
Когда же наступает закат солнца, мы ставим на подоконник зажжённую свечу, или несколько на разные. Эта свеча служит маяком для людей, которые придут сегодня к нам на ужин. И начинаем приготовление, в котором помимо традиционного праздничного блюда, обязательной составляющей является собственноручно изготовленная выпечка (пирог, печенье и т.д.), много всяких сладостей на столе и фруктов (в моём доме, это всегда, специально приобретённые, крупные красные яблочки).
После того как ужин готов, накрывается стол, на который обязательно ставится отдельная посуда с едой (из которой никто не возьмёт) и на несколько (или один, зависит от собравшихся в доме) больше столовых приборов и тарелок (и стульев), чем живых за столом.
Это для предков.
После того, как всё готово, свеча с окна переносится в центр стола, делается приглашение предков присоединиться к нам, и только после этого все садятся. Во время этого ужина мы вспоминаем всех своих предков добрыми словами, делимся интересными историями из их жизни, так, как будто они сидят с нами за этим столом. Стараемся поделиться друг с другом и с ними тем, какой «собран урожай» в этом году, что «посеяли да что пожали». Это и буквально и иносказательно, то есть во всех смыслах. Т.к. предки мудры и могут оценить твои поступки и не только сделать выводы, но и дать советы по услышанному на следующий год, ведь мы являемся их потомками, продолжением своего Рода. Они всегда заинтересованы в нашем, то есть и своём, процветании и благе, как, собственно и благе всего Рода.
Как кто эти советы и оценки принимает, это целый отдельный эпос, вариантов масса, зависит от способностей, традиций, в данной конкретной местности и т.д.
После того, в отдельную посудинку, мне нравится бумажная одноразовая), накладываю всего по чуть-чуть вкусного (сладенькое обязательно) и выношу на улицу – это угощение для всех других духов природы. Т.к. Род и Природа неразрывно связаны – суть есть одно, мы проявляем уважение и память не только по отношению к своему Роду и его духам, но и ко всем остальным. Потому что, являемся единым целым с нашим этносом и нашей Родной Землёй.
После того, как поужинали и поговорили, убрали со стола (сладости и часть фруктов на ночь оставляем, в той самой посуде, что стояла отдельно), свечу возвращаем обратно на окно и она горит до рассвета (свечи можно менять, лишь бы огонь не гас).
Откуда я взяла этот обряд и почему он стал так дорог в моём доме и почитаем? Скажу честно, впервые я достала его из своей родовой и инкарнационной памяти. Хотя, сказать
«достала» нельзя, он вспомнился сам, со всеми деталями и чувствами по отношению к этому дню, такими дорогими и близкими мне по духу.
Я никогда и нигде прежде ничего не читала об этом, а всё, что мне попадалось содержало просто кощунственные искажения. Начиная с Хэллоуина, от пошлого «карнавала» которого, при всей моей любви к мистике, меня мутило каждый раз.. Но, тем не менее, я стала замечать, как каждый год ближе к этому дню, у меня нарастает ощущение
«пространства духов», и при этом, совершенно отсутствовало пропагандистское желание в массах, этих духов гонять!
Поэтому мне захотелось разобраться и поделиться с вами тем, откуда же пошёл наш праздник
Самхейн (у меня, видимо, шотландско-ирландские корни, где-то очень глубоко)) потому, мне именно такое произношение и чтение близко по духу), название
Самайн тоже является верным, только для другой языковой традиции. В переводах на наш родной русский и так и так, правильно.
Был ли такой праздник (день) на Руси, или аналогичный ему – да, был. Откуда? Вот отсюда и можно начать рассказывать всю историю Самхейна..
Этот древний обычай, принесли в кельтскую культуру, да и к нам славянам - свеи (викинги, скандинавы, как угодно), и принесли именно, как обычай празднования Дня сбора урожая (тогда климат был теплее, чем сейчас, на всей территории Европы были довольно благоприятные климатические погодные условия, и на территории Швеции и даже Гренландии) и Дня памяти предков.
Что вполне было логично и обоснованно со всех возможных сторон: можно делать выводы, о том: как удался год, как будет проходить зима в семье (сытая, голодная, если не урожай), как все потрудились, и с чем будет начинаться подготовка к свершениям будущего года. Соответственно, было что предкам показать, о чём спросить, чем угостить, послушать совета на будущее и заручиться поддержкой Рода или получить выговор с предупреждением.
С чем же связаны легенды о кровавых жертвоприношениях, нечисти, злых духах гуляющих в эту ночь и иже с ними?
Естественно, что с приходом тех, кто видя всё со стороны, ничего не понимал в сути вопроса, имел другую религию и частенько другой язык родной, то есть - с пришлыми.
Таковых «факторов культурного недопонимания» в истории кельтов основных было два: римляне (раньше) и христиане(позже). Мы коснёмся второго момента, здесь он играет решающую роль. То есть момента, когда на данной территории начало своё шествие христианство.
Важное отступление: Практически все известные исторические литературные источники той эпохи были написаны монахами, церковь строго контролировала письменность, как собственно и весь научный процесс и культурный прогресс на определённом этапе. Задача любой новой религии – завоевать господство на территории, а самый простой и надёжный способ, как избавиться от довольно укоренившихся и значимых традиций для этноса на данной территории (когда выкорчёвывание огнём и мечом не приносит результата) – это их переименовать в свои, и продолжать праздновать со всеми... Постепенно из года в год подменяя понятия, внося свою атрибутику на замен старой и как бы незаметно искажался первоначальный смысл любого действа(обряда, традиции бывших иноверцев).
Так было и с Самхейном, одним из самых почитаемых праздников у кельтов. В итоге День был переименован в день всех святых, духи Рода и местности названы были бесами, которые накануне Дня всех святых (1 ноября) ночью могут украсть Души и т.д. всё в Википедии есть, почитаете...
Традицию, давать на угощение самое дорогое для простого человека средневековья (и ранее и позднее, довольно долго так оставалось) – сладость, самым дорогим – предкам, в качестве знака любви и уважения переиначили в традицию отдавать тоже самое из страха перед бесами, чтобы они не забрали душу. Чувствуете разницу?
Между искренним желанием с радостью отдать из любви и страхом перед возможными последствиями? В общем, коротко, христианство (в частности, здесь католики отметились) сделало всё возможное для того, чтобы постепенно, заменить смысл почитания
Духов предков, на избежание потери(искажения, захвата и т.д.)
души. Но люди ещё помнили, и духов
«слышали» ... Чтобы, как можно больше, разорвать эти связи, понадобилась легенда о том, что в этот день ходят неприкаянные души. А, как мы знаем в языческих традициях, место душ в Нави. Об общении с ними никто и не помышлял, они инкарнировались давно, и Род по всем языческим представлениям, буквально - не находится в Нави, его место в Яви.
Вот от этой подмены понятий уже пошли сказания «инетгуру» о том, что в этот день происходит «открытие врат Нави». И что общаются все с Душами и сущностями из-за кромки. Что сие есть новодел современных неородноверов, (
которые, кстати, громче всех плюются в сторону офиц. церкви)думаю понятно.
Разного рода же
«кровавые бесовские мессы», которыми пестрят записи монахов тех времён, являлись традиционным побратанием через кровь (клятвы и узы на крови), будущих воинов. Ватаги которых сбивались именно на Самхейн, чтобы провести вместе зиму и к весне быть готовыми выступить в поход. Там много разных вариаций, думаю на эту тему, есть кому рассказать, не буду углубляться в этой статье.
(продолжение следует..)