Автор Тема: Самхейн. Память, легенды и быль.  (Прочитано 790 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ОффлайнХранительница ХД

  • Админ
  • ***
  • Сообщений: 976
  • Репутация: 55
  • Пол: Женский
  • Направление: Ведичество
  • Откуда: Донбасс
  • Направление: Ведичество
  • Откуда: Донбасс
                                                              Самхейн.
                          Память, легенды и быль.


                               

Сегодня в моём доме, как и во многих других, особенный день. Праздничный день. В этот день с утра ещё можно всем «закупиться», или достать всё необходимое из закромов, прибраться, и привести себя и дом в порядок, закончить все дела, до заката солнца, кроме приготовления праздничного ужина. Он будет поздний и долгий.

Когда же наступает закат солнца, мы ставим на подоконник зажжённую свечу, или несколько на разные. Эта свеча служит маяком для людей, которые придут сегодня к нам на ужин. И начинаем приготовление, в котором помимо традиционного праздничного блюда, обязательной составляющей является собственноручно изготовленная выпечка (пирог, печенье и т.д.), много всяких сладостей на столе и фруктов (в моём доме, это всегда, специально приобретённые, крупные красные яблочки).
После того как ужин готов, накрывается стол, на который обязательно ставится отдельная посуда с едой (из которой никто не возьмёт) и на несколько (или один, зависит от собравшихся в доме) больше столовых приборов и тарелок (и стульев), чем живых за столом.
 Это для предков.

После того, как всё готово, свеча с окна переносится в центр стола, делается приглашение предков присоединиться к нам, и только после этого все садятся. Во время этого ужина мы вспоминаем всех своих предков добрыми словами, делимся интересными историями из их жизни, так, как будто они сидят с нами за этим столом. Стараемся поделиться друг с другом и с ними тем, какой «собран урожай» в этом году, что «посеяли да что пожали». Это и буквально и иносказательно, то есть во всех смыслах. Т.к. предки мудры и могут оценить твои поступки и не только сделать выводы, но и дать советы по услышанному на следующий год, ведь мы являемся их потомками, продолжением своего Рода. Они всегда заинтересованы в нашем, то есть и своём, процветании и благе, как, собственно и благе всего Рода.
Как кто эти советы и оценки принимает, это целый отдельный эпос, вариантов масса, зависит от способностей,  традиций, в данной конкретной местности и т.д.
После того, в отдельную посудинку, мне нравится бумажная одноразовая), накладываю всего по чуть-чуть вкусного (сладенькое обязательно) и выношу на улицу – это угощение для всех других духов природы. Т.к. Род и Природа неразрывно связаны – суть есть одно, мы проявляем уважение и память не только по отношению к своему Роду и его духам, но и ко всем остальным. Потому что, являемся единым целым с нашим этносом и нашей Родной Землёй.
После того, как поужинали и поговорили, убрали со стола (сладости и часть фруктов на ночь оставляем, в той самой посуде, что стояла отдельно), свечу возвращаем обратно на окно и она горит до рассвета (свечи можно менять, лишь бы огонь не гас).

Откуда я взяла этот обряд и почему он стал так дорог в моём доме и почитаем? Скажу честно, впервые я достала его из своей родовой и инкарнационной памяти. Хотя, сказать «достала» нельзя, он вспомнился сам, со всеми деталями и чувствами по отношению к этому дню, такими дорогими и близкими мне по духу. 
Я никогда и нигде прежде ничего не читала об этом, а всё, что мне попадалось содержало просто кощунственные искажения. Начиная с Хэллоуина, от пошлого «карнавала» которого, при всей моей любви к мистике, меня мутило каждый раз..  Но, тем не менее, я стала замечать, как каждый год ближе к этому дню, у меня нарастает ощущение «пространства духов», и при этом, совершенно отсутствовало пропагандистское желание в массах, этих духов гонять!
 Поэтому мне захотелось разобраться и поделиться с вами тем, откуда же пошёл наш праздник Самхейн (у меня, видимо, шотландско-ирландские корни, где-то очень глубоко)) потому, мне именно такое произношение и чтение близко по духу), название Самайн тоже является верным, только для другой языковой традиции. В переводах на наш родной русский и так и так, правильно.
Был ли такой праздник (день) на Руси, или аналогичный ему – да, был. Откуда? Вот отсюда и можно начать рассказывать всю историю Самхейна..

Этот древний обычай, принесли в кельтскую культуру, да и к нам славянам - свеи (викинги, скандинавы, как угодно), и принесли именно, как обычай празднования Дня сбора урожая (тогда климат был теплее, чем сейчас, на всей территории Европы были довольно благоприятные климатические погодные условия, и на территории Швеции и даже Гренландии) и Дня памяти предков.
Что вполне было логично и обоснованно со всех возможных сторон: можно делать выводы, о том: как удался год, как будет проходить зима в семье (сытая, голодная, если не урожай), как все потрудились, и с чем будет начинаться подготовка к свершениям будущего года. Соответственно, было что предкам показать, о чём спросить, чем угостить, послушать совета на будущее и заручиться поддержкой Рода или получить выговор с предупреждением.

С чем же связаны легенды о кровавых жертвоприношениях, нечисти, злых духах гуляющих в эту ночь и иже с ними?

 Естественно, что с приходом тех, кто видя всё со стороны, ничего не понимал в сути вопроса, имел другую религию и частенько другой язык родной, то есть -  с пришлыми.
Таковых «факторов культурного недопонимания» в истории кельтов основных было два: римляне (раньше) и христиане(позже). Мы коснёмся второго момента, здесь он играет решающую роль. То есть момента, когда на данной территории начало своё шествие христианство.

Важное отступление: Практически все известные исторические литературные источники той эпохи были написаны монахами, церковь строго контролировала письменность, как собственно и весь научный процесс и культурный прогресс на определённом этапе. Задача любой новой религии – завоевать господство на территории, а самый простой и надёжный способ, как избавиться от довольно укоренившихся и значимых традиций для этноса на данной территории (когда выкорчёвывание огнём и мечом не приносит результата) – это их переименовать в свои, и продолжать праздновать со всеми... Постепенно из года в год подменяя понятия, внося свою атрибутику на замен старой и как бы незаметно искажался первоначальный смысл любого действа(обряда, традиции бывших иноверцев).

 Так было и с Самхейном, одним из самых почитаемых праздников у кельтов. В итоге День был переименован в день всех святых, духи Рода и местности названы были бесами, которые накануне Дня всех святых (1 ноября) ночью могут украсть Души и т.д. всё в Википедии есть, почитаете...

 Традицию, давать на угощение самое дорогое для простого человека средневековья (и ранее и позднее, довольно долго так оставалось) – сладость, самым дорогим – предкам, в качестве знака любви и уважения переиначили в традицию отдавать тоже самое из страха перед бесами, чтобы они не забрали душу. Чувствуете разницу?
Между искренним желанием  с радостью отдать из любви и страхом перед возможными последствиями? В общем, коротко, христианство (в частности, здесь католики отметились) сделало всё возможное для того, чтобы постепенно, заменить смысл почитания Духов предков, на избежание потери(искажения, захвата и т.д.) души.  Но люди ещё помнили, и духов «слышали» ... Чтобы, как можно больше, разорвать эти связи, понадобилась легенда о том, что в этот день ходят неприкаянные души. А, как мы знаем в языческих традициях, место душ в Нави. Об общении с ними никто и не помышлял, они инкарнировались давно, и Род по всем языческим представлениям, буквально - не находится в Нави, его место в Яви.
 Вот от этой подмены понятий уже пошли сказания «инетгуру» о том, что в этот день происходит «открытие врат Нави». И что общаются все с Душами и сущностями из-за кромки. Что сие есть новодел современных неородноверов, (которые, кстати, громче всех плюются в сторону офиц. церкви)думаю понятно.

Разного рода же «кровавые бесовские мессы», которыми пестрят записи монахов тех времён, являлись традиционным побратанием через кровь (клятвы и узы на крови), будущих воинов. Ватаги которых сбивались именно на Самхейн, чтобы провести вместе зиму и к весне быть готовыми выступить в поход. Там много разных вариаций, думаю на эту тему, есть кому рассказать, не буду углубляться в этой статье.
(продолжение следует..)
« Последнее редактирование: Окт 28, 2018, 20:48:30 от Хранительница ХД »

ОффлайнЯромир

  • Дементор
  • ***
  • Сообщений: 313
  • Репутация: 95
  • Пол: Мужской
  • Направление: Следите за руками!
  • Откуда: См. выше.)
  • Направление: Следите за руками!
  • Откуда: См. выше.)
Re: Самхейн. Память, легенды и быль.
« Ответ #1 : Окт 31, 2017, 23:33:48 »
Осколки древнего Самхейна сохранились на Руси по сей день. Вернее до второй половины 20 века точно. Уже не помнили откуда пришло, но праздновали ....
Обычный обряд почитания предков. Распространен повсеместно от Бреста до Владивостока. Проводится на "Красную горку" ибо в эту неделю "В Красную горку родители из могилы теплом дохнУт" ...
1968 год ... уже смешно, не правда ли? Не древние славяне, не русы седой древности - вполне себе обычные современные люди. На Радуницу (Красную горку) был я сослан в деревню. К бабке Лиде, деревня самая обычная, Лаптево название.
Утром пришли все Крицкие и начался дым коромыслом - жарили, парили, тушили, мужики тоже были делом заняты - стол надо выскоблить, лавки поправить, да и прочие дела нужные сделать. Ближе к полудню на деревенское кладбище потянулись процессии - каждый Род шел к своим пращурам. На могилки ставились махонькие тарелочки с махоньким кусочком от каждого приготовленного блюда и каждый пращур зазывался в дом - Чур(Щур) "имя предка" заходи в хату, проведай хозяйство, посмотри на внуков-правнуков да покон им дай. Слова от местности к местности разнились понятно, это ведь обычный обряд ... но смысл везде был один, предки приглашались посетить, оценить и наставление дать. После чего все дружно отправлялись ... в церковь.
Невежливо понимаешь нестись домой сразу, надо предкам время дать собраться да и Христа помянуть надоть, правильный он. (с) баба Лида.
Далее был обычный ужин, но только старшие на нем рассказывали о всех предках. Которых помнили, понятно ... скукотища была смертная, я вертелся за что и получил от бабули. Ложкой по лбу, внял только со второго раза. Наконец ужин завершился и все разошлись. Тризна со стола не убиралась, только бабушка шла вокруг стола, раскладывая чистые ложки (специально хранившиеся для этого случая) и называя по имени того, кто сидел на этом месте. Завершив круг, в пояс кланялась столу и дверь запиралась!
Утром, ни свет ни заря, все Крицкие были во дворе. В нетерпении ожидая когда будет отперта дверь ... затем каждый буквально бросался к своему месту ... осматривать ложку. Так предки подавали знак - довольны или нет. Описывать систему знаков нет нужды, повторюсь - это обычный обряд и приметы ложечные разнились от местности к местности.
Лечу запор одним взглядом!